Любые управленческие изменения в компании должны подтверждаться приказами — документами, которые подписывают работодатель и сотрудник. Иногда сотрудники отказываются это делать — рассказываем, почему так происходит и как поступать дальше.

Когда нужно составлять приказ?

Поводов много: при увольнении, понижении в должности, изменении внутреннего рабочего распорядка. Приказ нужен, если собираетесь оштрафовать работника, перевести его в другой филиал или оформить иное распоряжение руководства.

Согласование отпуска, привлечение к оплачиваемому сверхурочному труду и повышение в должности тоже требуют приказа, но с подписанием документов такого рода проблем обычно не возникает.

Почему сотрудник не хочет подписывать распоряжение?

Потому что не согласен с его содержанием или видит, что вы нарушаете закон. Например, работник отказывается подписывать приказ до того, как это сделает директор компании, или видит, что его просят подписать незаполненный бланк.

Есть компании, где вместо несогласного сотрудника подпись ставит кадровик — это противозаконно.

Сотруднику можно не подписывать приказ?


Можно. Все права и обязанности работников прописаны в федеральном законе — среди них нет такого действия, как проставление подписи на приказах. Зато есть понятие «отказа от подписи» — суд может расценить это как самозащиту трудовых прав.

Вместе с тем в законе сказано, что сотрудника нужно ознакомить с приказом под подпись, — возникает противоречие. Решают его так: работник может не подписывать документ, но написать «С распоряжением ознакомлен» — юридически это значит, что коллега видел приказ, но частично или полностью не согласен с его содержанием.

Если сотрудник не хочет писать вообще ничего, эйчар оставляет в документе отметку «От подписи отказался». Обязательно от руки: в случае, если дело дойдёт до суда, заготовленный заранее бланк отказа может показаться подозрительным.

В таком случае нужно оформить дополнительный акт об отказе. Если этого не сделать, у сотрудника будут основания судиться с компанией — скорее всего, закон встанет на сторону работника.

Как составлять акт об отказе?

Произвольно, но без противоречий ГОСТу — в законе нет унифицированной формы документа. Акт может составить только сотрудник кадровой службы, официально работающий в компании. Если кадровик — на фрилансе, это делает начальник фирмы.

В судебной практике чаще выигрывают предприятия, которые составляют акты из трёх частей.

Вводная часть

Дата составления и номер акта, ссылка на приказ, который сотрудник отказывается подписывать, состав рабочей комиссии, которая фиксирует нарушение (кто в неё входит, законом не регламентируется).

Основная часть

Суть проблемы — что и с кем произошло, а также прочие факты и выводы, имеющие отношение к делу.

Заключительная часть

Подписи всех участников комиссии, непосредственного руководителя сотрудника, который отказывается подписывать приказ, и желательно — двух свидетелей.

Акт хранят вместе с приказом, который работник не захотел подписывать.

Последствия для компании

Напрямую зависят от типа документа. Например, сотрудник может отказаться подписывать должностную инструкцию после изменений, внесённых в одностороннем порядке (и без составления допсоглашения к договору), — часто недобросовестные работодатели хотят таким образом добавить новые обязанности без повышения зарплаты. В этом случае суд встанет на сторону работника.

Если сотрудник не захотел подписывать правильно составленный приказ об увольнении, штрафе или снятии совмещения, а надпись «От подписи отказался» стоит в документе законно и по всем правилам, это не мешает дальнейшей процедуре — работника можно уволить, оштрафовать и лишить работы по совместительству.

Если же коллега не подписывает приказ о проведении медосмотра, командировке, понижении или переводе в другой филиал, разбираться, кто прав, должен суд. В противном случае несогласие с приказом могут расценить как самозащиту против нарушения работодателем трудовой дисциплины.

Иллюстрации: Георгий Вишневский