Подготовили подборку книг для эйчаров, руководителей и владельцев бизнесов о поиске персонала, выстраивании команды и управлении сотрудниками.

Часть 1. Нестареющая классика

В сегменте бизнес-литературы, посвящённой HR, есть свои гуру, чьи книги долгие годы держатся в списках бестселлеров, успешно проходя проверку временем. Вот пять из них.

«Не работайте с муд***ми»

Роберт Саттон

Книга с провокативным названием, известная даже тем, кто не имеет никакого отношения к управлению персоналом. Её автор учит, как распознать сотрудника, чьи личные качества вредят коллективной работе; объясняет, почему видимые достоинства таких работников нивелируются их недостатками; рассказывает, какой должна быть эффективная и проактивная корпоративная культура и что такое здоровая рабочая атмосфера.

«Как сдвинуть гору Фудзи»

Уильям Паундстоун

Паундстоун дважды номинировался на Пулитцеровскую премию как журналист. Но в бизнес-литературе он известен как автор книг «Достаточно ли вы умны, чтобы работать в Google?», «Как сдвинуть гору Фудзи», «Найти умного. Как проверить логическое мышление и творческие способности кандидата» и «Камень ломает ножницы. Как перехитрить кого угодно. Практическое руководство».

В каждой из них вы найдёте интереснейшие головоломки и сложные задачки, с помощью которых можно оценить как профессиональные компетенции, так и софт скилы потенциальных сотрудников. Используйте их на собеседованиях, а лучше — научитесь сами придумывать подобные задания.

«Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час»

Светлана Иванова

Гуру HR в России — Светлана Иванова, бизнес-тренер и автор двух десятков бестселлеров. В этой книге вы найдёте универсальную методику оценки и подбора персонала и инструменты, с помощью которых сможете адаптировать её под свою сферу бизнеса. Из других книг автора вы узнаете, как мотивировать сотрудников, в том числе нематериально; как развивать потенциал работников; как выращивать квалифицированные кадры из новичков и многое другое.

«Главный учебник HR в мире»

Майкл Армстронг

Библия стратегического управления человеческими ресурсами. Автор рассматривает все аспекты управления персоналом начиная с концепции и заканчивая отдельными инструментами. Итогом прочтения этой книги станет умение разрабатывать собственную HR-стратегию на основе стратегического анализа.

«Управление жизненным циклом корпораций»

Ицхак Адизес

Доктор Адизес — основатель топового консалтингового института, бизнес-тренер и специалист в области эффективного управления бизнес-процессами с более чем сорокалетним опытом. В этой книге изложена авторская теория жизненных циклов компаний, суть которой — сравнение предприятия с живым организмом, проходящим стадии рождения, детства, взросления, старости и смерти, а также болезней, кризисов и так далее. Автор не только описывает каждую стадию цикла, но и объясняет, как помочь компании пройти их максимально безболезненно и как «омолаживать» её ради «вечной жизни».

Часть 2. Рабочие инструменты эйчара

В этой части подборки — несколько книг, дающих практические советы по отдельным областям HRM.

«Методы проведения интервью. Интервью по компетенциям»

Ребекка Боуз, Дайза Байноу

Здесь вы найдёте проверенные методики отбора кандидатов, советы по проведению интервью и методологию оценки соискателей. Настольная книга рекрутера, которая учит качественно и быстро находить персонал.

«Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на практике»

Нил Доши, Линдси Макгрегор

Авторы учат выстраивать корпоративную культуру с нуля, а также объясняют, как оценить имеющуюся и внести изменения, чтобы улучшить её. Основываясь на передовых психологических исследованиях, книга даёт ключ к повышению эффективности бизнеса.

«Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании»

Константин Мальцев

Из этой книги вы узнаете, что такое карьерный план сотрудника и зачем он нужен; поймёте, как работать с системой грейдов; научитесь подбирать тренинги и курсы для работников и изучите фундаментальный подход к методикам обучения сотрудников, чтобы эффективно использовать бюджеты и выращивать суперпрофессионалов.

«Подбор и найм персонала. Кто? Решите вашу проблему номер один»

Джефф Смарт, Рэнди Стрит

Авторы подробно рассматривают, к чему могут приводить ошибки рекрутинга, и предлагают конкретные решения, опробованные успешными топ-менеджерами и владельцами многомиллиардных бизнесов.

«Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту»

Эдгар Г. Шейн

Эдгар Шейн — основоположник организационной психологии. В своей книге он учит выстраивать коммуникацию с сотрудниками, основанную на уважении и заинтересованности. А также объясняет, в чём преимущества данного подхода.

Часть 3. Разные подходы к разным людям

Из этих книг вы узнаете, чем представители разных поколений отличаются друг от друга и как найти подход к каждому из них, а также как управлять сотрудниками, не вписывающимися в стандартные рамки.

«Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык»

Дэвид Стиллман

Ещё совсем недавно эйчары и руководители искали подходы к миллениалам, способные заинтересовать чем-то кроме стабильности и достойной оплаты. А сегодня уже новое поколение бросает новый вызов. Кто они, родившиеся между 1995 и 2012 годами? Что им нужно? Как мотивировать их и как ими управлять? Обо всём этом — в книге Дэвида Стилмана.

«Не всем достанется приз. Как управлять поколением Y»

Брюс Тулган

Брюс Тулган — основатель и глава компании Rainmaker Thinking, специализирующейся на исследованиях по менеджменту и корпоративном обучении. В этой книге он развеивает мифы о миллениалах, а именно они продолжают составлять большинство трудоспособного населения сегодня.

«Сложные подчинённые. Практика российских руководителей»

Максим Батырев

Автор проанализировал более двух тысяч кейсов и составил список из пятнадцати самых распространённых типов «трудных» работников — от опоздунов и безынициативных до выгоревших и нарциссов. В своей книге он рассказывает, как найти подход к каждому из них, а также — в каких случаях этот подход в принципе стоит искать, а когда остаётся только уволить.

Часть 4. Истории успеха

Ничто не мотивирует так, как истории успеха. А если они подкреплены практическими советами и разбором ошибок — то это настоящие учебники по успеху.

«Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний»

Джеффри К. Лайкер, Майкл Хосеус

Адресаты этой книги — руководители и менеджеры крупных компаний. Авторы рассказывают об основных ценностях корпоративной системы Toyota: бережном отношении к человеческим ресурсам, постоянном совершенствовании, внимании к результату и процессу, стремлении разобраться в сущности проблем. А также объясняют, как всего этого можно добиться.

«Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»

Бехар Говард

В книге сформулированы десять основных принципов лидерства, ориентированного на человека. Автор подробно разбирает их, приводя примеры из истории мировой сети кофеен Starbucks.

«Я создала бизнес. Баланс между семьёй и любимым делом»

Дарья Манелова и Наталия Франкель

Основная тема книги — это личностный рост руководителя и советы по основанию и ведению бизнеса, а также руководству персоналом, составленные женщинами для женщин. Но интересна она будет каждому, кому не хватает мотивации и уверенности в себе.

Часть 5. Занимательное чтение

И завершим подборку книгами, которые не только предлагают рабочие инструменты, но и дарят удовольствие от чтения, расширяют кругозор и предлагают пищу для размышлений.

«Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»

Дэниел Гоулман

Автор расскажет, что такое эмоциональный интеллект, как развить его, чем он может помочь в построении карьеры и как научиться контролировать эмоции.

«Всемирная история кадровой индустрии»

Татьяна Баскина

Название говорит само за себя. Это подробный экскурс в прошлое — к истокам кадрового дела, а также взгляд в его будущее. И множество интересных фактов, о которых вы, возможно, даже не подозревали.

«Принципы. Жизнь и работа»

Рэй Далио

Рэй Далио — основатель крупнейшей инвестиционной компании Bridgewater. Он входит в списки ста самых влиятельных людей планеты по версии Time и ста самых богатых людей в мире по версии Forbes. В своей книге, написанной на склоне лет, он изложил собственные жизненные и рабочие принципы, благодаря которым добился успеха.

«HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда»

Михаил Воронин и Дарья Кабицкая

Это уникальная в своём роде книга — бизнес-роман, в котором с увлекательным сюжетом соседствуют реальные бизнес-кейсы.

«7 навыков высокоэффективных людей»

Стивен Кови

Это книга о психологических аспектах, особенностях личностного роста и развития людей разных темпераментов. А также о том, как выстроить корпоративную культуру и процессы обучения так, чтобы высокоэффективным мог стать каждый сотрудник.

Иллюстрации: Георгий Вишневский